13:56 Все евреи – родственники |
Многие историки, изучающие историю еврейского народа, склонны считать, что обе кавказские еврейские общины являются потомками Персидских евреев, которые в разное время и по разным причинам переселились на Кавказ. Грузинские Евреи - одна из самых древних еврейских общин мира. Согласно мнению историков, первые еврейские общины на территории современной Грузии появились в V-VI веке до н.э. Часть еврейского народа, оказавшаяся в Вавилонском изгнании, не вернулась в Израиль, а переселилась на Север - в Грузию. В отличие от горских евреев, которые разговаривают на еврейском диалекте фарси, родным языком грузинских евреев считается грузинский. Вообще, грузинские евреи являются уникальными в этом плане - это единственная в мире еврейская община диаспоры, которая не создала своего диалекта еврейского разговорного языка, полностью используя язык коренного населения. В течение многих лет в научных и религиозных кругах Европы и еврейского народа было популярным мнение, что кавказские еврейские общины являются потомками потерянных десяти колен Израилевых. Однако эта гипотеза так и не нашла сколь-нибудь серьёзного научного подтверждения. Напротив - существует множество прямых и косвенных доказательств связи грузинских и горских евреев с древней персидской общиной. Так, у грузинских евреев распространена фамилия Коганошвили, что является указанием на принадлежность человека к роду коэнов, а это автоматически исключает возможность родства с десятью коленами. На протяжении многих столетий между горскими евреями и их грузинскими собратьями существовала прочная взаимосвязь. Религиозная связь Грузинские евреи, как и горские, являются сефардами. Религиозные обычаи при этом очень похожи. В среде двух коренных кавказских общин доминирует раввинистическая форма иудаизма. Духовная жизнь кавказских евреев была тесно связана с одним из религиозных центров восточного еврейства - Багдадом. Несмотря на общую религию и близкие традиции, общинная жизнь горских и грузинских евреев всегда велась обособленно. Так, в Баку, где одновременно существовали обе общины, работали отдельно грузинская и горская синагоги, отдельные школы, обособленные религиозные и общинные организации. Однако, что характерно, обе общины пользовались одним кладбищем. Взаимоотношения с Россией Общим для горских и грузинских евреев является и отношение к России. В XlX веке обе общины серьёзно пострадали во время Кавказских войн - горские евреи понесли огромные потери во время восстания Шамиля. Множество еврейских общин было ограблено войсками Шамиля и Гази-Мухамеда. Тысячи горских евреев было убито. Фактически, горские евреи смогли частично вернуть свои права только в 1860 году после окончательной победы над Шамилем. Грузинские же евреи находились в ещё более бедственном положении - почти всё еврейское сельское население Грузии находилось в крепостной зависимости у феодалов. Община испытывала большие трудности в связи с вторжениями Турции, а затем и Персии в Грузию. Приход России на Кавказ оказал положительное воздействие на жизнь кавказских евреев. После прихода России в Восточную Грузию в 1801 г., крепостные евреи получили статус «казначейских крепостных», что, фактически, сделало их свободными людьми, обязанными периодически осуществлять платежи в казну. Однако ситуация была омрачена в 1892 году, когда, согласно императорскому указу, на горских евреев распространились дискриминационные антиеврейские законы, которые действовали в Российской Империи. Согласно этому указу, проживание горских и грузинских евреев было ограничено своеобразной «Кавказской чертой оседлости», которая заканчивалась в Терской области и на Кубани. Вскоре был введён запрет для евреев на торговлю алкогольными продуктами, введена процентная норма на обучение евреев в учебных заведениях. Это серьёзно ударило по благосостоянию кавказских евреев. Возмущённое руководство горских и грузинских евреев пыталось изменить ситуацию всеми доступными способами. Так, в 1889 году в Петербург была направлена делегация старейшин еврейских кавказских общин, которые встретились с наместником императора на Кавказе Великим князем Михаилом Николаевичем, пытаясь доказать, что: «За распятие Христа вины никой мы не несём, ибо прибыли на Кавказ задолго до этого. Свидетелями и участниками тех событий не являемся». Однако попытки получения равных прав для евреев не принесли результата. Ущемление в правах горских и грузинских евреев резко повысило популярность сионистских взглядов среди кавказского еврейства, что серьёзно сказалось на их будущем. http://wfrj.org/ |
|
Всього коментарів: 0 | |